Работа в студии звукозаписи. Звукорежиссер и клиенты. Часть 12

Клиенты на студии звукозаписи

Логично предположить, что самые сложные клиенты на студии — это те, что не умеют петь. Сразу замечу, что не всегда оно так. Иногда попадаются посетители с непростым характером. Поскольку последние встречаются редко и, в целом, с любым человеком можно найти общий язык, поговорим сегодня о не умеющих петь.

За 10 лет работы я определил для себя уровни «неумения».

Начать стоит с тех, кто более-менее поет, но порой не попадает в ноты. Отнесем их к условной «первой» категории.

За ними следуют те, кто не то что не попадает в ноты, но и не улавливает тональности.

В третью категорию относятся люди, как без слуха, так и без чувства ритма. Они не укладываются в размер и часто ускоряются при исполнении песни.

Четвертая категория — самый тяжелый случай. В общем, это всё перечисленное, плюс крайне неприятный тембр голоса.

Теперь расскажу, как я работаю с представителями из каждой категории. Хочу пресечь замечания на тему «Не можешь петь, не мучай крышу…» Если ко мне пришел человек, воодушевленный записать песню, я буду помогать ему вне зависимости от его вокальных способностей. Практически всегда эти люди хотят записать песню для кого-то: мамы, возлюбленной, жениха, подруги… То есть посыл у людей изначально добрый и благородный. И скажу вам, я научился помогать людям из всех обозначенных категорий.

Кроме четвертой. Но об этом позже.

Какие клиенты бывают на студии звукозаписи

Пойдем по порядку. С первой категорий проще всего. Их голоса правятся на этапе сведения. Автотюн нам в помощь.

Люди из второй категории обычно справляются, когда во время записи им подкладываешь оригинал песни. В этом случае важно найти минус, который будет один в один совпадать с плюсовой фонограммой. Бывает, что нужный «плюс» не находится. Тогда я сам встаю к микрофону и напеваю всю песню от начала до конца. Если приходится иметь дело с женской партией, пою микстом или фальцетом. Главное здесь попасть в ноты и размер. Особой красоты тембра не требуется, равно как и силы голоса.

Ну и да, вам нужно хотя бы мало-мальски уметь петь, чтобы работать с любителями на студии звукозаписи. Третья категория людей, не способная попасть ни в ноты, ни в ритм, нуждается в дирижере. И я становлюсь дирижером. Песня записывается по строчкам. Мне важно сделать вовремя затактовый взмах рукой, чтобы человек правильно вступил. Чаще всего именно с последним проблема.

Теперь о представителях четвертой категории. В моей практике был всего один такой клиент — женщина лет тридцати. Она записывала песню на юбилей маме. С вокалом была полная катастрофа.

Технически можно выправить вокал по нотам, кое-где подвигать по размеру, усилить или прибрать громкость звука. Все это реально, если ошибки в пределах разумного. Случалось, что клиент пел в далекой от правды тональности, безбожно перевирая мелодию. Тем не менее, мы справлялись, подгоняя тональность минуса под тесситуру записанного голоса и создавая на его основе приемлемую вокальную партию.

Что нельзя выправить технически — это тембр. Есть способы, так скажем, смягчающие ситуацию. К примеру, записать профессионального вокалиста и его голос подложить под вокал клиента. Эта затея удается, если тембры более-менее совпадают. Многое решает виртуозность певца. Он должен спеть ниже своего уровня и так подстроиться под плохой вокал, чтобы в миксе не забить его вовсе.

В отношении вышеупомянутой женщины участие профессиональной вокалистки не помогло. Тогда я сказал клиентке: «Вы должны понимать, что при всех массе технических достижений у нас нет волшебной кнопки, нажатие которой превращает непрофессиональный вокал в профессиональный. Мы, конечно, еще приложим усилия в рамках сведения, но радикально ваш голос лучше не станет». Женщина настаивала. Мы продолжили работу.

В итоге финальный вариант клиентку не устроил. Она отказалась платить за сведение, несмотря на то, что была предупреждена о возможном результате. На моей практике такое было впервые. Выводы я сделал соответствующие: всегда брать за работу 100-процентную предоплату.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *